Лара (kapelka_grusti) wrote,
Лара
kapelka_grusti

"Жизнь Клима Самгина" ( События, личности, книги)



***
Он раза два видел на столе брата нелегальные брошюры; одна из них говорила о том, "Что должен знать и помнить рабочий", другая "О штрафах". Обе - грязненькие, измятые, шрифт местами в черных пятнах, которые напоминали дактилоскопические оттиски.



Э. Абрамовский «Что нужно знать и помнить каждому рабочему» Впервые издана в Польше, затем переведена на русский язык и переделана. На русском языке первое издание — в 1895 г.

В.И. Ульянов «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах». 1895 г



***
Среди всех людей, встреченных Климом, сын мельника вызывал у него впечатление существа совершенно исключительного по своей законченности. Самгин не замечал в нем ничего лишнего, придуманного, ничего, что позволило бы думать: этот человек не таков, каким он кажется. Его грубоватая речь, тяжелые жесты, снисходительные и добродушные улыбочки в бороду, красивый голос - все было слажено прочно и все необходимо, как необходимы машине ее части. Клим даже вспомнил строчку стихов молодого, но уже весьма известного поэта:

Есть красота в локомотиве.





В болезненном и сумрачном пейзаже
Большого города найдет поэт,
Быть может, то, чего в природе нет:
Есть красота в искусственном; и даже
Свет электричества, волшебный свет,
Порою над столицею печальной
Прекраснее луны сентиментальной.

У нас культуру многие бранят
(Что, в сущности, остаток романтизма),
Но иногда мне душу веселят
Локомотив иль царственный фрегат
Изяществом стального механизма.
А все ж родней мечтателям пока
Восток и Рим, и средние века...


Д.С.Мережковский "Вера. Повесть в стихах" 1890г.




***
Кутузов скучно начинал говорить об аграрной политике, дворянском банке, о росте промышленности.

Аграрная политика российского правительства
в конце ХIХ — начале ХХ века
...
Аграрная политика отличалась противоречивостью: консервативные меры, направленные на поддержку дворянского землевладения и сохранение общины, сочетались с некоторыми
уступками крестьянству. Пути решения сельскохозяйственных проблем, которые сняли бы обострявшиеся противоречия и открыли простор для свободного и быстрого развития деревни, так и не были предложены.

Государственный дворянский земельный банк основан в 1885 году для поддержания землевладения потомственных дворян. Толчок к учреждению банка дало ходатайство орловского дворянства в конце 1883 г. о предоставлении дворянам возможности обратить свои долги в менее обременительные. Дворянский банк начал действовать в конце 1885 г. и к 1 января 1887 г. имел уже 25 отделений

Промышленность России в конце XIX в... Подъём 1890-х гг. приобрёл черты второй индустриализации. Экономический подъем сопровождался дальнейшими значительными изменениями в размещении производства. Петербургский район окончательно утвердился как главный центр машиностроения и военной промышленности. Нижний Новгород и Коломна, благодаря наличию в них комплексов Коломенского и Сормовских заводов, превратились в крупные центры машиностроения.



***
Анархизм Толстого - легенда, анархизм приписывается к числу его достоинств щедростью поклонников.

Истиннымъ анархизмомъ можно назвать только такое жизнепониманіе, которое совершенно отрицаетъ всякую насильственвую власть, всякое принужденіе со стороны кого бы то ни было надъ кѣмъ бы то ни было. А понимая анархизмъ въ этомъ, единственно истинномъ его значеніи, окажется, что изъ всѣхъ перечисленныхъ семи анархистовъ одного только Толстого можно назвать настоящимъ и послѣдовательнымъ анархистомъ, такъ какъ онъ одинъ безусловно вѣритъ въ основную идею анархизма и одинъ не боится полнаго примѣненія этой идеи къ жизни безъ всякихъ урѣзокъ и ограниченій "По поводу христианского анархизма" В. Чертков



***
Нехаева замолчала, наклонив голову, разглаживая ладонями юбку на колене своем. Ее рассказ настроил Клима лирически, он вздохнул:
- Да... отцы наши...
- "Отцы ели кислый виноград, а на зубах детей - оскомина" - это сказано кем из пророков? Забыла.
- И я не помню, - сказал Клим, хотя он не читал пророков.



1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
3 Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.

Книга пророка Иезекииля, гл. 18, стих 2



29 В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ",
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

Книга пророка Иеремии, гл. 31, стихи 29—30.




***
Значит, Нехаева только играла роль человека, зараженного пессимизмом, играла для того, чтоб, осветив себя необыкновенным светом, привлечь к себе внимание мужчины. Так поступают самки каких-то насекомых.

«Однако гораздо отчетливее роль свечения в процессе привлечения полов выступает у многоклеточных, в первую очередь у насекомых. Яркий пример в этом смысле представляют так называемые светляки (...) самец у этих жуков обладает крыльями, позволяющими ему отыскивать самку. Последняя лишена крыльев и сидит спрятавшись в траве, напоминая собою скорее червя, чем насекомое. Но зато это бескрылое существо обладает, как мы видели, другой характерной особенностью: оно излучает яркий свет, давая о себе знать кружащемуся в воздухе в поисках за нею самцу » (Н. Е. Ишлондский. Любовь, общество и культура. )


***
Клим ощущал в себе игру веселенького снисхождения ко всем, щекочущее желание похлопать по плечу Кутузова, который с одинаковым упрямством доказывал необходимость изучения Маркса и гениальность Мусоргского; наваливаясь на немого, тихого Спивака, всегда сидевшего у рояля, он говорил:
- Самая слабая опера Римского-Корсакова талантливее лучшей оперы Верди...


Мусоргский Модест Петрович( 1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.

Николай Андреевич Римский-Корсаков ( 1844 — 1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Джузеппе Верди ( 1813 — 1901) — итальянский композитор.Его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер, реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес.




***
Ты, конечно, считаешь это все предрассудком, а я люблю поэзию предрассудков. Кто-то сказал: "Предрассудки - обломки старых истин". Это очень умно. Я верю, что старые истины воскреснут еще более прекрасными.


Предрассудок! он обломок
Давней правды. Храм упал;
А руин его потомок
Языка не разгадал.

Гонит в нём наш век надменный,
Не узнав его лица,
Нашей правды современной
Дряхлолетнего отца.

Воздержи младую силу!
Дней его не возмущай;
Но пристойную могилу,
Как уснёт он, предку дай.

Евгений Абрамович Боратынский
Из сборника «Сумерки».<1841>





***
Рядом с нею села Марина, в пышном, сиреневого цвета платье, с буфами на плечах, со множеством складок и оборок, которые расширяли ее мощное тело; против сердца ее, точно орден, приколоты маленькие часы с эмалью. По другой бок старухи сел Дмитрий Самгин, одетый в белый китель и причесанный так, что стал похож на приказчика из мучной лавки. Щеголь Туробоев оказался далеко от Клима - на другом конце стола, Кутузов - между Мариной и Спивак. В сюртуке, поношенном и узком, он сидел, подняв сутуло плечи, и это не шло к его широкой фигуре. Он тотчас же сказал Марине:
- Вы похожи на "гуляй-город".
- Это что еще? - сердито спросила она. Кутузов любезно объяснил:
- Сооружение, которое в старину употребляли для осады городов.
Марина, шевеля густыми бровями, подумала, вспомнила что-то и, покраснев, ответила:
- Очень грубо.



Гуляй-город — особый вид полевых оборонительных оград, появившийся в России одновременно с введением орудий, впервые — при осаде Казани в 1530 г. Г.-городом, иногда град-обозом, назывался подвижной деревянный городок, следовавший за войсками в обозе; он состоял из небольших брусчатых или дощатых щитов с железными скрепами и с отверстиями для ручного огнестрельного оружия; там, где ставили орудия, щиты раздвигали; летом щиты возили на колесах, а зимою — на полозьях. Из таких щитов составляли укрепления или стеною из них ограждали обоз и биваки резервов на позициях. Подвижность и гибкость формы таких Г.-городов, или оград, и обусловили их наименование

Гуляй-город





***
Туробоев объясняет высокому человеку с еврейским лицом:
- Нет, я не заражен стремлением делать историю, меня совершенно удовлетворяет профессор Ключевский, он делает историю отлично. Мне говорили, что он внешне похож на царя Василия Шуйского: историю написал он, как написал бы ее этот хитрый царь...




Василий Осипович Ключевский (1841— 1911) — русский историк, профессор Московского университета; академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским. Автор множества исторических трудов.

Василий IV Шуйский (1552 — 1612) — русский царь c 1606 по 1610 год (Васи́лий IV Иоа́ннович). Представитель княжеского рода Шуйских . После низложения жил в плену у поляков. Последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле


***
Его слова заглушил сердитый голос Дмитрия:
- Не новость. Сходство Диониса и Христа давно замечено.


Однако, в культе таких богов имели главное значение не их происхождение и не ходившие о них мифы и сказания, которые могли быть различными для различных божеств, но в то же время в известных отношениях могли быть сходны для всех богов. Напротив, наиболее важным моментом в культе этих богов явились их смерть и воскресение. И то и другое праздновалось в культе, который состоял из драматического изображения прежде всего их смерти, но также их воскресения или обретения...Своим почитателям Дионис казался специально великим «освободителем», в мистическом (таинственном) единении с которым можно достигнуть освобождения от земных цепей, страданий и смерти.

М. Б р и к н е р. Страдающий бог в религиях древнего мира.


Бытовало поверье, что Дионис, как и другие боги растительности, умер насильственной смертью, но был возвращен к жизни. Его страдания, смерть и воскресение инсценировались в его священных обрядах...В других версиях просто говорится, что вскоре после своего погребения Дионис восстал из мертвых и вознесся на небеса; что на небеса смертельно раненного сына поднял сам Зевс.

Джемс Фрэзер. Золотая ветвь, вып. III. Умирающие и воскресающие боги растительности. 1890г.
Tags: События личности книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments