Лара (kapelka_grusti) wrote,
Лара
kapelka_grusti

"Жизнь Клима Самгина" ( события, личности, книги)



***
Вот она, напирая грудью на Кутузова, говорит крикливо и, кажется, обиженно:
- Ну да, ношу джерси, потому что терпеть не могу проповедей Льва Толстого.



"От этого эти джерси мерзкие, эти нашлепки на зады, эти голые плечи, руки, почти груди."
Крейцерова соната. Л.Н.Толстой. 1890г.


(Немного о истории джерси.)



***
Подошел брат, привалился к Нехаевой, и через минуту Клим услышал, что она точно святцы читает:
- Маллармэ, Ролина, Ренэ Жиль, Пеладан...
- Отлично разделал их Макс Нордау, - сказал Дмитрий поддразнивающим тоном.



Стефан Маллармэ́ (1842 — 1898) — французский поэт, примыкавший сначала к парнасцам, а позднее ставший одним из вождей символистов.
Малларме

Морис Роллина( 1846 — 1903) — французский поэт - декадент

Рене Гиль (1862—1925), — французский поэт-инструменталист конца XIX — начала XX века из школы декадентов. Автор теории соответствия между музыкальными инструментами и красками.
В.Я. Брюсов
Литературная жизнь Франции
Научная поэзия


Жозеф Пеладан ( 1858 — 1918) — французский писатель — символист и оккультист, в своё время глава розенкрейцеров во Франции.


Макс Нордау (псевдоним Симона Максимилиана Зюдфельда, 1849—1923) — врач, писатель, политик.

М. Нордау. "Вырождение." , 1892. В главе «Карикатурные формы мистицизма» Нордау говорит о Пеладаие, Ролипа, Метерлинке; к символистам он относит Верлена, Малларме, Мореаса.
"Процесс вырождения распространяется не только на преступников, проституток, анархистов и умалишенных, но п на писателей и художников, и последние представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении
характеристические черты, свойственные членам той же антропологической семьи, хотя и удовлетворяют болезненным своим наклонностям не ножом и динамитом, а пером или кистью... Итак, мы познакомились с различными формами мистического вырождения в современной литературе. Крайними его проявлениями следует, конечно, считать магию Гюаита и Папюса, андрогин Пеладана, анксиоманию Роллина, слабоумную болтовню Метерлинка. Я, по крайней мере, не могу себе представить, чтобы мистицизм сделал хотя бы еще один шаг вперед, не убедив даже сколько-нибудь вменяемых психопатов и поклонников моды в том, что он представляет собой глубокое и полное помрачение рассудка."




***
Кутузов зашипел, грозя ему пальцем, потому что Спивак начал играть Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт ( 1756 — 1791) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз.



***
Брат спорил с Нехаевой о символизме, она несколько раздраженно увещевала его:
- Вы путаете, к символизму надо идти от идей Платона.



Символизм.
— Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, — вот формула символизма.— Ренэ Гиль.


Символизм (франц. symbolisme) – литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четверти 19 – первой трети 20 в. Возник как реакция на господство материализма, позитивизма и натурализма в европейской культуре 19 в.


Плато́н (между 429 и 427 — 347) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.





***
- Нехаева? Она - смешная, впрочем - тоже интересная. Помешалась на французских декадентах.

Символисты
(также "декаденты") — представители новейшего течения в французской поэзии. Первые признаки этого направления относятся к концу 50-х и началу шестидесятых годов, когда появились "Fleurs du mal" Бодлэра, первые произведения Верлена и Вилье де Лиль-Адана.


Понятие «декаданса» (пер. с франц. – «упадок») – одно из самых «избитых» в
эстетике, и лишь библиографический список, посвященный этому вопросу, может
занять несколько солидных томов, даже если ограничиться только французской
литературой рубежа XIX–XX вв.




***
- Сумасшедший Павел хотел сделать монумент лучше Фальконетова, - не вышло. Дрянь.

Речь идет о двух памятниках Петру I.

. О памятнике Петру I, созданном итальянским скульптором Карло Бартоломео Растрелли (ок. 1670—1744). Приехав в Россию в 1716 г. по приглашению Петра I, Растрелли много работал над его изображением еще при его жизни. Наиболее удачен бюст 1723 г. и конный памятник, модель которого создавалась в 1719—1743 годах. Отлит из бронзы в 1745—46 годах, но в царствование Елизаветы по неизвестной причине был забыт. В 1800 г. по приказу Павла произведение Растрелли установлено на площади перед Инженерным (Михайловским) замком


И о памятнике Петру I, открытого 7 августа 1782 г. на Сенатской площади и принесшего всемирную славу
его творцу — скульптору Матео Фальконе (1716—1791), который выполнен по заказу Екатерины II.




***
Кутузов смотрел на него взглядом осуждающим. Дмитрий, полулежа на койке, заговорил докторально:
- Мысль о вредном влиянии науки на нравы - старенькая и дряхлая мысль. В последний раз она весьма умело была изложена Руссо в 1750 году, в его ответе Академии Дижона. Ваш Толстой, наверное, вычитал ее из "Discours" Жан-Жака. Да и какой вы толстовец, Туробоев? Вы просто - капризник.


Руссо Жан-Жак. Рассуждение о науках и искусствах //
РАССУЖДЕНИЕ О НАУКАХ И ИСКУССТВАХ,
получившее премию Дижонской Академии в 1750 году, на тему, предложенную этой же Академией:
"СПОСОБСТВОВАЛО ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАУК И ИСКУССТВ УЛУЧШЕНИЮ НРАВОВ"


Discourse on the Arts and Sciences


Толстовство.




***
- Возвратиться в дураки, - это не плохо сказано. Я думаю, что это неизбежно для нас, отправимся ли мы от Льва Толстого или от Николая Михайловского.
- А если - от Маркса? - весело спросил Кутузов.
- В спасительность фабричного котла для России я ' не верю.
Клим посмотрел на Кутузова с недоумением: неужели этот мужик, нарядившийся студентом, - марксист?



Михайловский Николай Константинович ( 1842 — 1904) — русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества.

Народничество


"Добрый человѣкъ, навѣрное, никому въ жизни не сдѣлавшій зла сознательно, онъ не смущался, однако, тѣмъ иножествомъ скорбей и страданій, которыми сопровождается вторая ступень гегелевской тріады,-- они неизбѣжны и сторицею окупятся на зарѣ новой жизни. "Пока мужикъ не выварится въ фабричномъ котлѣ, ничего у насъ путнаго не будетъ",-- говорилъ Зиберъ." Михайловский Николай Константинович
Литературные воспоминания и современная смута. Том I




***
Затем он возмущённо рассказал, что цензура окончательно запретила ставить оперу "Купец Калашников".


«Купец Калашников».— Опера А. Г. Рубинштейна, либретто Н. И. Куликова (полностью сохранен сюжет и большая часть стихов М. 10. Лермонтова). Шла 22 и 25 февраля 1880 г. в Мариинском театре в Петербурге; дирижировал автор. Она была снята из репертуара после первых двух постановок по политическим причинам. По повелению Александра II опера была запрещена, так как казнь Калашникова в финале напоминала о недавней казни народовольца И. Молодецкого, стрелявшего в Лорис-Меликова.

В 1889 году опера была вновь поставлена на сцене.
... в Мариинский театр, чтобы присутствовать на генеральной репетиции "Купца Калашникова"; последняя состоится при очень малочисленном собрании для Их Величеств, которые должны решить, можно ли давать эту оперу для публики... Забыл отметить, что во время своей беседы с Их Величествами вчера за завтраком Гире признался им, что слышанный им накануне вечером "Купец Калашников" произвел на него такое впечатление, что это, наверное, отразилось на его докладе, что, когда Зиновьев и я пришли к нему утром, он не мог говорить о делах и все время возвращался к ужасной опере. Рубинштейна. Государыня спрашивает, много ли было аплодисментов; министр отвечает, что зал, казалось, скорее был в оцепенении. Государь говорит, что генеральная репетиция не произвела на него особого впечатления, но когда он поехал слушать эту оперу еще раз на первом ее представлении, она его тоже сильно взволновала и он нашел невозможным допустить, чтобы ее давали для публики. В.Н. Ламсдорф Дневник 1989г. Январь.

Рубинштейн рассказал, что произошло после двух спектаклей оперы: «Государь спросил себе либретто и велел мне сказать, что его надо переиначить. Я ответил, что переиначивать не стану, что не хочу Лермонтова изменять. Всех очень изумило, что я не захотел ничего менять. Потом государь сказал, что не видит препятствий к постановке, а препятствия все-таки потом нашли. ».
По книге Л. Баренбойма
«Антон Григорьевич Рубинштейн»




***
Он учил старуху Премирову готовить яйца "по-бьернборгски", объяснял Спиваку различие подлинно народной песни от слащавых имитаций ее Цыгановым, Вельтманом и другими; даже Кутузов спрашивал его:
- Самгин, - кем это был изобличен в шпионстве граф Яков Толстой?
И Дмитрий подробно рассказывал о никому неведомой книге Ивана Головина, изданной в 1846 г.



Яйца «по-бьернборгски»— Крутые яйца, залитые желе и положенные на кусочки сухого хлеба. Бьернборг (Bjorneborg) — шведское название города Пори на юго-западе Финляндии.



Н. Г. Цыганов (1797—1831), авторе песен «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Не сиди, мой друг, поздно вечером»

А. Ф. Вельтман (1800—1870), которому принадлежит песня «Что затуманилась, зоренька ясная»


Яков Николаевич Толстой (1791 — 1867) — русский поэт-дилетант и театральный критик, председатель общества «Зелёная лампа» (1819—1820), член Союза благоденствия, впоследствии агент правительства Николая I во Франции (с чином тайного советника).

Был разоблачен русским эмигрантом, публицистом И. Г. Головиным (1816—1890). «Записки Ивана Головина». Лейпциг, 1859,

Иван Гаврилович Головин (1816 — 1890) — российский публицист-эмигрант. В первую очередь известен рядом сочинений о современной ему России, из которых некоторые привлекали к себе общее внимание. Писал на французском, немецком и английском языках.




***
- В университете учатся немцы, поляки, евреи, а из русских только дети попов. Все остальные россияне не учатся, а увлекаются поэзией безотчетных поступков. И страдают внезапными припадками испанской гордости. Еще вчера парня тятенька за волосы драл, а сегодня парень считает небрежный ответ или косой взгляд профессора поводом для дуэли. Конечно, столь задорное поведение можно счесть за необъяснимо быстрый рост личности, но я склонен думать иначе.
- Да, - сказал Кутузов, кивая тяжелой головой, - наблюдается телячье задирание хвостов. Но следует и то сказать, - уж очень неумело надувают юношество, пытаясь выжать из него соки буемыслия...
- Буесловия, - поправил Туробоев.



Разве можно найти человека, который делал бы в течение всей своей жизни только хорошее и должное, и разве не испытывает он, долго ограничивая себя этим, странного утомления, и не переходит, хоть на короткое время, к поэзии безотчетных поступков? Розанов Василий Васильевич
"Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского"


Буесловие - Церк.-слав. Неосновательные, дерзкие рассуждения (особенно о вере ); суесловие, пустословие.
Tags: События личности книги
Subscribe

  • С чего начнется и как завершится год приходящий?

    Сугавара-но Митидзанэ (845-903) Прохаживаясь в конце зимы по усадьбе Фуми, наслаждаюсь первыми цветами сливы в саду . На днях при дворе издан…

  • А.И.Эртель "Гарденины"

    - А шут их... - сказал Исай, отмахиваясь рукою. - Вот хочу Алешку своего за границу отправить. Пущай у немцев ума набирается. - А что ж гимназия? -…

  • Ду Фу

    (Лунной ночью с лодки смотрю на храм, расположенный вблизи почтовой станции) Глубокая полночь вокруг меня, Но я не зажгу свечи - Так ярко горит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments