***
Клим почему-то вспомнил легенду, рассказанную ему Макаровым.
- Ты знаешь, - спросил он, - Климент Александрийский утверждал, что ангелы, нисходя с небес, имели романы с дочерями человеческими.
Не отводя взгляда из дали, Лидия сказала равнодушно и тихо:
- Комплимент святого недорого стоит, я думаю...

***
Сидя между ними, Клим сказал:
- Спенсер определяет красоту...
Но его не услышали.

Существенное предварительное условие всякой красоты есть контраст. Для того чтобы получить художественный эффект, свет должен быть располагаем рядом с тенью, яркие цвета -- с мрачными, выпуклые поверхности -- с плоскими. Громкие переходы в музыке должны сменяться и разнообразиться тихими ...
Обыкновенно принимают, что красота характера и внешняя красота не имеют между собой отношения. Я никогда не мог согласиться с этим мнением. И действительно, даже те, которые принимают это мнение, принимают его в очень неполном смысле: потому что приходится замечать, что, несмотря на свою теорию, они продолжают выражать удивление при виде низкого поступка, сделанного человеком с благородным выражением лица; этот факт ясно показывает, что рядом с принимаемой ими индукцией лежит еще живое убеждение, которое противоречит ей...умственное и лицевое совершенства фундаментально связаны между собой и всегда будут соединены... Спенсер Герберт "Опыты научные, политические и философские.IX. Польза и красота, XII. Личная красота "
***
- Зачем ты, Иван, даешь читать глупые книги? - заговорила Лидия, - Ты дал Любе Сомовой "Что делать?", но ведь это же глупый роман! Я пробовала читать его и - не могла. Он весь не стоит двух страниц "Первой любви" Тургенева.


«Что делать?» (Из рассказов о новых людях) — роман Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг.
«Первая любовь» — повесть Ивана Сергеевича Тургенева (2) Впервые опубликована в 1860 году
***
Клим поправил очки и поучительно напомнил:
- Однако, если взять историю отношений Герцена...
- Краснобая "С того берега"? - спросила Лидия.
Герцен Александр Иванович
"С того берега"
***
Человек, одетый мужиком, строго и апостольски уверенно говорил о Толстом и двух ликах Христа - церковном и народном, о Европе, которая погибает от избытка чувственности и нищеты духа, о заблуждениях науки, - науку он особенно презирал.
Лев Николаевич Толстой (5)
***
Лицо человека, одетого мужиком, оставалось неподвижным, даже еще более каменело, а выслушав речь, он тотчас же начинал с высокой ноты и с амвона:
- Хотя астрономы издревле славятся домыслами своими о тайнах небес, но они внушают только ужас, не говоря о том, что ими отрицается бытие духа, сотворившего все сущее...
- Не всеми, - вставил Томилин. - Возьмите Фламмариона.

***
Приостановись, он указал рукою за плечо свое.
- Хотя Байрон писал стихи, но у него нередко встречаешь глубокие мысли. Одна из них: "Думающий менее реален, чем его мысль". Они, там, не знают этого.

(откуда цитата не знаю)
***
У стены прислонился черный диван с высунувшимися клочьями мочала, а над ним портреты Чернышевского, Некрасова, в золотом багете сидел тучный Герцен, положив одну ногу на колено свое, рядом с ним - суровое, бородатое лицо Салтыкова.
Может быть такие?


Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Алексеевич Некрасов (8)


Александр Иванович Герцен (2)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3)
***
Только однажды, уступив упрямому натиску Макарова, учитель сказал на ходу и не глядя на юношей:
- О женщине нужно говорить стихами; без приправы эта пища неприемлема. Я - не люблю стихов. Возведя глаза в потолок, он посоветовал:
- Читайте "Метафизику любви" Шопенгауэра, в ней найдете все, что вам нужно знать. Неглупой иллюстрацией к ней служит "Крейцерова соната" Толстого.


Артур Шопенгауэр (2) "Мир как воля и представление." (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)
«Крейцерова соната» — повесть Льва Толстого (6), опубликованная в 1890 году.
***
- Путь к истинной вере лежит через пустыню неверия, - слышал он. - Вера, как удобная привычка, несравнимо вреднее сомнения. Допустимо, что вера, в наиболее ярких ее выражениях, чувство ненормальное, может быть, даже психическая болезнь: мы видим верующих истериками, фанатиками, как Савонарола или протопоп Аввакум, в лучшем случае - это слабоумные, как, например, Франциск Ассизский.



***
Макаров вел себя с Томилиным все менее почтительно; а однажды, спускаясь по лестнице от него, сказал как будто нарочно громко:
- Рыжий напоминает мне тарантула. Я не видал этого насекомого, но в старинной "Естественной истории" Горизонтова сказано: "Тарантулы тем полезны, что, будучи настояны в масле, служат лучшим лекарством от укусов, причиняемых ими же".

Горизонтов А.
Вот на этой странице.
