Лара (kapelka_grusti) wrote,
Лара
kapelka_grusti

Categories:

"Жизнь Клима Самгина" ( события, личности, книги).



***
А в отношении Макарова к Дронову Клим наблюдал острое любопытство, соединенное с обидной небрежностью более опытного и зрячего к полуслепому; такого отношения к себе Клим не допустил бы.
Подсовывая Макарову книжку Дрэпера "Католицизм и наука", Дронов требовательно взвизгивал:
- Тут доказывается, что монахи были врагами науки, а между тем Джордано Бруно, Кампанелла, Морус...
- Пошли-ка ты все это к чорту, - советовал Макаров, раскуривая папиросу.
- Я хочу знать правду, - заявлял Дронов, глядя на Макарова подозрительно и недружелюбно.


*
Джон Уильям Дрейпер (1811— 1882,) — американский философ, врач, химик, историк, фотограф.
«История отношений между католицизмом и наукой» («History of the conflict between religion and science», 1874, рус. пер. 1876).

*Джордано Бруно ( 1548 — 1600,) — итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов.

*Томмазо Кампанелла (1568 — 1639) — итальянский философ, теолог и писатель. Монах ордена доминиканцев.

* Мавр (лат. Maurus, ок. 512 — ок. 587) — католический святой. Ряд легенд с его участием пересказаны во второй книге «Собеседований о жизни италийских отцов» глава третья, шестая. (я не уверена, что речь шла об этом Морусе)



***
Он знал, что мудрый поп Тихон говорил о Макарове:
- Юноша - блестящий. Но однакож не следует забывать тонкое изречение знаменитого Ганса Христиана Андерсена:
Позолота-то сотрется, Свиная кожа остается.


Г. Х. Андерсен (второе упоминание) "Старый Дом" 1847г. С террасы мальчика провели в комнату, обитую свиною кожей с золотым тиснением.
Да, позолота-то сотрётся,
Свиная ж кожа остаётся!
говорили стены.




***
Ты что молчишь?
- Что я могу сказать? - Клим пожал плечами. - Банальность: неизбежное - неизбежно.
Несколько минут шли молча, поскрипывая снегом.
- Зачем так рано это начинается? Тут, брат, есть какое-то издевательство... - тихо и раздумчиво сказал Макаров. Клим откликнулся не сразу:
- Шопенгауэр, вероятно, прав.
- А может быть, прав Толстой: отвернись от всего и гляди в угол. Но - если отвернешься от лучшего в себе, а?


* Артур Шопенгауэр ( 1788—1860) — немецкий философ.
"Мир как воля и представление." (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)

* ?



***
Дронов бормотал сердито и насмешливо:
- Меня Ржига заставил Илиаду и Одиссею прочитать. Вот - чепуха! Ахиллесы, Патроклы - болваны. Скука! Одиссея лучше, там Одиссей без драки всех надул. Жулик, хоть для сего дня.


*«Илиада» и «Одиссея» - памятники древнегреческой литературы, поэмы приписываемые Гомеру. Созданы, вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже. Первая — описывает события Троянской войны. Вторая рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

*Патрокл , Ахилл, или Ахиллес, Одиссей — персонажи поэм Гомера.
В ставку вошли посланцы во главе с Одиссеем владыкой,
Остановились пред ним. Ахиллес поднялся в изумленьи,
С формингой звонкой в руках, покинувши стул, где сидел он.
С места встал и Патрокл, как только увидел вошедших.
К ним обратившись с приветом, сказал Ахиллес быстроногий:
"Радуйтесь! Вы не друзьями ль пришли? Иль уж очень я нужен?
Хоть на ахейцев сердит я, но всех вы из них мне милее".




***
Ему часто приходилось объяснять слушателям незнакомые им слова: паморха, мурцовка, мороки, сугрев, и он не без гордости заявлял:
- Я народную речь знаю лучше Глеба Успенского, он путает деревенское с мещанским, а меня на этом не поймаешь, нет!


Г.И.Успенский. (второе упоминание)


***
- "Выдь на Во-о-лгу..."
- "Чей стон", - не очень стройно подхватывал хор.



Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -


Н. А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"
(третье упоминание стихотворения).
Последняя часть стихотворения со слов "Назови мне такую обитель" была одной из любимых студенческих песен.


***
Это всех смешило, а писатель, распаляясь еще более, пел под гармонику и в ритм кадрили:

Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
"Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца!"


Александр Сергеевич Пушкин
"Утопленник" (1828)

Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
"Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца".
"Врите, врите, бесенята,-
Заворчал на них отец; -
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!



***
Из угла пристально, белыми глазами на Кормилицу смотрел Томилин и негромко, изредка спрашивал:
- Вы обвиняете Маркса в том, что он вычеркнул личность из истории, но разве не то же самое сделал в "Войне и мире" Лев Толстой, которого считают анархистом?


* Уже давно прошли времена, когда господствовал суеверный взгляд, приписывающий возникновение революции злонамеренности кучки агитаторов. В настоящее время всякий знает, что где бы ни происходило революционное потрясение, за ним всегда кроется известная общественная потребность, удовлетворению которой мешают отжившие учреждения. Ощущение этой потребности может быть еще не настолько сильным, не настолько всеобщим, чтобы обеспечить непосредственный успех; но всякая попытка насильственно подавить эту потребность лишь заставляет ее выступать с возрастающей силой до тех пор, пока, наконец, она не разобьет своих оков...
...Что внезапно вспыхнувшие в феврале и марте 1848г. движения были не делом отдельных личностей, а стихийным, непреодолимым выражением нужд и потребностей народов - потребностей, доходивших до сознания с большей или меньшей ясностью, но ощущавшихся весьма отчетливо различными классами каждой страны, - это теперь признается всеми.
" Революция и контрреволюция в Германии" Фридрих Энгельс 1852г.

"Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является...
«История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс “Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании” 1845 г.

"К вопросу о роли личности в истории" Г. В. Плеханов


* Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с бòльшими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка...
История, т. е. бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей...Но для нас, потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными... Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось — были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору...В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории определено предвечно.

Л.Н.Толстой "Война и мир" т3.


***
Писатель повернулся боком к нему и сказал ворчливо:
- Тургенев и Некрасов тоже охотились. И Лев Толстой в молодости и вообще - многие.


* Иван Сергеевич Тургенев (1818— 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик[.
Портрет И.С.Тургенева гравирован Ив. Пожалостиным в 1884 г. по рисунку Дмитриева-Оренбургского.

* Н.А.Некрасов .
Фотография с акварели Ю.Подляского «Некрасов на охоте».

* Лев Николаевич (третье упоминание) и Николай Николаевич Толстые.

«Помню, как подавали к дому тележку, запряжённую какой-нибудь смирной лошадью, и мы ехали на болото на «Дегатно» или в Малахово. На сиденье садился папа, иногда мама или кучер, а я с Дорой усаживался в ногах. Подъезжая к болоту, папа слезал, ставил своё ружьё на землю и, держа его левой рукой, начинал заряжать. …Когда папа шёл по болоту, мы ехали по берегу, немного сзади него, и я с замиранием сердца следил за поиском собаки, за взлётом бекасов и за выстрелами. Иногда папа стрелял недурно, хотя часто горячился и тогда пуделял отчаянно». Воспоминания И.Л.Толстого.

Толстой Николай Николаевич
Охота на Кавказе



***
Всегда было неловко видеть, что после пламенной речи своей он выпивал рюмку водки, закусывая корочкой хлеба, густо намазанной горчицей.
- Читайте "Историю города Глупова" - вот подлинная и честная история России, - внушал он.


«Истории одного города» — сатирический роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанный в 1869—1870 годах.


***
Однажды он шел с Макаровым и Лидией на концерт пианиста, - из дверей дворца губернатора два щеголя торжественно вывели под руки безобразно толстую старуху губернаторшу и не очень умело, с трудом, стали поднимать ее в коляску.
Вздохнув, Макаров сказал Лидии:
- Пушкин - прав: "Сладостное внимание женщин - почти единственная цель наших усилий".
Лидия осторожно или неохотно усмехнулась, а Клим еще раз почувствовал укол зависти.



Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — русский поэт, драматург и прозаик.
"Арап Петра Великого" 1827г.
Сладостное внимание женщин, почти единственная цель наших усилий, не только не радовало его сердца, но даже исполняло горечью и негодованием.
Tags: События личности книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments